Феномен политического центризма в постсоветской России

Юрченко И.В. (Краснодар)

В политической науке сложились различные теоретические под¬ходы в изучении современности, политических процессов трансформиру¬ющегося общества, поэтому прежде всего важно определить те направле¬ния, которые помогут всесторонне и глубоко понять сущность изучае¬мого феномена.
Исследование политического центризма возможно на основе синтеза онтологического и деонтологического анализа, естественнонаучного и конструктивистского сти¬лей объяснения.
Процесс становления политического центризма рассматривается с учетом аксиологического аспекта социокультурной динамики российского общества в глобализирующемся и конфликтном мире. Чтобы иметь хоть какую-то возможность достижения предпочтительного развития, проводится выработка предложений по проведению социальных изменений, так называемой «корректировке реформ», что, в свою очередь, может привести к «исправлению реальности».
Связь политических теорий с конкретными политическими условиями служит для того, чтобы ввести значимые понятия и сущностные проблемы в свою область исследования, прослеживая способы их решения в более или менее разработанных философских концепциях политических изысканий .
Важнейшей проблемой дальнейшего развития Российского общества является разработка социального проекта, соответствующего требованиям нового мирового порядка, который принято связывать с процессами глобализации. Как отмечается в манифесте партии «Единая Россия»: «Сегодня стране и каждому ее гражданину предстоит сделать осознанный выбор: либо мы найдем в себе волю и решимость для обеспечения успеха России, либо нам уготовано в нем унизительное место»1.
Исследуемая тема представляет собой сложный многоплановый комплекс проблем теоретического, сравнительно-политологического характера. Генетически центризм связан с консерватизмом, либерализмом, реформизмом, социал-демок¬ратизмом и другими социальными проектами. Однако он имеет свойство, отличающее его от названых идейных течений, а поэтому необходимо определить имманентные признаки, ха¬рактеристики политического центризма в отличие от связанных с ним, но не тождественных ему течений.
С другой стороны, центризм является альтернативой любым радикальным движениям и идеологическим доктринам, таким как фундаментализм, большевизм, крайний либерализм (индивидуализм) и крайний коллективизм (тоталитаризм) и др. Центризм противостоит крайним этноцентризму и космополи¬тизму, т. е. различного рода абсолютизации и гипертрофирования какой-либо идеи. Важным является и определение роли центризма в условиях организационного раскола.
Существует также проблема государственного центриз¬ма проявляющаяся во взаимоотношениях суверенного государства с другими странами в условиях проявления противополо¬женных тенденций: глобализации и национализации, интеграции и дифференциации, модернизации и традиционализма. Необходимо также соотнести понятия центризма и централизма, которые не являются тождественными, но имеют внутреннюю логику взаимосвязей.
Таким образом, политический центризм - это многомер¬ное, внутренне сложное и в определенном смысле даже проти¬воречивое явление. Поэтому для его изучения необходим многофакторный анализ, основанный на диалектическом методе и структурно-логическом подходе к исследованию процесса возникновения и развития данного феномена.
Политический центризм имеет аналогии с методологичес¬ким плюрализмом, так как учитывает многообразие парадигм социального конструирования реальности. Уже в дореволюционной российской социально-политической науке мы находим использование этого метода в творчестве М.М. Ковалевского и Н.И. Кареева.
В социальном и политическом пространстве современной России распространен стереотип о расколе российского, общества. Известно, что этот раскол имеет очень глубокие исторические корни, по крайней мере, с реформ Петра I, и преодолеть его не представляется возможным. Н.И. Кареев акцентирует внимание не на расколе, а на так называемой «духовной-физиономии» русского народа, которая проявляется в необычайной восприимчивости к достижениям других культур, как западных, так и восточных, способности использовать опыт других наций и, в свою очередь, оказывать благотворное влияние на процессы межнационального и цивилизационого взаимодействия.
Ориентация не на раскол, а на социальную солидарность – характерная черта политического центризма, главной идеей которого является отказ от политического экстремизма.
Не только Россия, но и мировая цивилизация оказалась в переходном состоянии. Политика становится транснациональной, а национальные государства - проницаемыми, особенно эта тенденция усиливается после окончания холодной войны со свойственным для этого периода парадоксальным сочета¬нием возродившегося национализма и углубляющейся интернационализации. Если иметь в виду формально процедурные признаки (всеобщие, равные, свободные и относительно справедливые выборы) за период с 1974 г. в демократии трансфор¬мировались 89 автократий. Процессы глобализации делали мир более открытым, однако войти в него на достойных основаниях удается не всем государствам, так как усиливающиеся диспропорции в экономическом развитии, уровне жизни практически лишили эти страны возможности преодолеть экономичес¬кую и социально-политическую отсталость. Необходимость смены идейно-ценностных установок в связи с осознанием ущербности «слишком рационального мира» требует поиска новых приоритетов и ориентиров развития, модернизации, трансформации различных обществ. Идеология политического центризма и в этом отношении является наиболее приемлемой, толерантной, свободной от крайностей и односторонности, открытой для учета всех проявлений противоречивых социальных процессов, с ориентацией на формирование стабильного социального порядка в соответствии с принципами гуманизма. Однако, надо различать политический центризм как «идеальный тип» (М. Вебер) и конкретную деятельность центристских партий, как социальную реальность.

1. Путь национального успеха. Манифест партии «Единая Россия». Сочи. 2003, с.3.
Опубликовано: 20.01.06