Социальная политика в гендерном аспекте

Ярская-Смирнова Е. Р., Рыгина Л. (Саратов)

В современных условиях, когда в качестве императива общественного развития выступает принцип социальной справедливости, предполагающий соблюдение прав человека и преодоление всех видов дискриминации, в том числе и гендерной, становится очевидно, что любые социальные реформы должны опираться на тщательный анализ условий, механизмов и вероятных последствий, а также ресурсов проводимых трансформаций.
Исследования гендерных аспектов социальной политики и социальной работы имеют относительно недавнюю историю и широкие перспективы развития. Связь между социальной политикой и гендерными отношениями не является непосредственно данной и может восприниматься по-разному. Главный акцент гендерного анализа социальной политики делается на том, что существует неравенство в распределении экономических ресурсов между мужчинами и женщинами по причине гендерного разделения труда, которое поддерживается посредством социального конструирования «соответствующих» социальных мужских и женских ролей.
Гендерный подход основывается как на общих теориях социальных прав, гражданства, режимов социальной политики, так и на специальных концепциях, разработанных, в частности, представителями теории феминизма. Он позволяет критически взглянуть на системы социального обеспечения, занятости, образования и здравоохранения, с учетом различий в экономическом и социальном положении женщин и мужчин в обществе. Задачей гендерных исследований социальной политики является анализ гендерного неравенства в аспектах доступа к социальным благам, анализ механизмов воспроизводства этого неравенства и критика «гендерно слепых» теоретических описаний общественного устройства
В постсоветский период гендерная система претерпела заметные трансформации, обусловленные изменением отношений собственности, разгосударствлением социального обеспечения, плюрализацией и конкуренцией дискурсов. В законодательстве постсоветского периода происходит дальнейшее развитие риторики равенства полов. Современная Россия определяет себя как социальное государство, гарантирующее достойную жизнь своим гражданам независимо от пола. Вместе с тем существует разрыв между юридически закрепленным объемом социальных обязательств государства и ресурсами, которые фактически направляются на их выполнение.
В исследовательском проекте, выполненном в 2001-2002 г. учеными Центра социальной политики и гендерных исследований, кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета (финансовая поддержка Женской Сетевой Программы ИОО), изучались проблемы женщин в постсоветской России и усилия региональной социальной политики по их разрешению, осуществлялась гендерная экспертиза социального обслуживания и репрезентаций социальной политики и социальных проблем в региональных СМИ в конце 1990-х-начале 2000-х гг.
Полученные исследовательские данные свидетельствуют о том, что недостаточная эффективность социальной политики в отношении женщин отражается на углублении процессов феминизации бедности. Так нарушения социальных прав в аспектах невыплаты и запаздывающей индексации пособий, затрудненного доступа к школьному образованию и дошкольным учреждениям, неадекватного размера социальных выплат и охраны здоровья больнее всего ударяют именно по женщинам; подход к пенсионному обеспечению, предполагающий дальнейшее увеличение различий средних размеров трудовых пенсий женщин и мужчин, приводит к усилению вторичной дискриминации женщин-пенсионеров; бюрократизация системы "адресной помощи", которая вследствие своей недостаточной юридической проработанности отдана на откуп исполнителям, фактически способствует ухудшению положения матерей-одиночек и малообеспеченных женщин с маленькими детьми.
К проблеме насилия в отношении женщин привлечено внимание и власти, и общественности, и средств массовой информации, поскольку растет осознание того, что распространение масштабов насилия в отношении женщин создает угрозу интересам государства. В первую очередь, в существенной доработке нуждается действующее законодательство.
Однако правовое обеспечение проблемы предотвращения насилия в семье является лишь одним из звеньев в длинной цепи самых различных мер, необходимых для ликвидации этого явления.
Средства массовой информации функционируют сегодня как канал коммуникации между властными структурами, лидерами политики, бизнеса и общественность. Являясь проводниками официальной информации, транслируя позиции и установки правящих групп, они играют важную роль в формировании общественного мнения, в распространении социальных установок и норм. С другой стороны, СМИ могут действовать в качестве самостоятельного субъекта общественных связей, инициируя различные политические и общественные процессы, и выступать, таким образом, в качестве ресурса построения открытого демократического общества. Поэтому ключевыми вопросами в работе со СМИ являются вопросы социальной ответственности журналистов, преодоления гендерных стереотипов и гендерной цензуры.
В связи с этим в рамках названного проекта осуществлялся анализ гендерных репрезентаций, представленных региональными СМИ в 90-х в контексте социальной политики и социальных проблем.
Изучение текстов публикаций и фоторяда ведущих саратовских газет позволило измерить основные особенности репрезентации мужчины и женщины в социально-проблемных материалах во временной динамике, создать типологию гендерных образов в связи с социальной проблематикой, разработать на основе гендерного подхода систему критериев и принципов оценки журналистской риторики.
Так было отмечено, что женщина более чем в половине гендерно-окрашенных публикаций (58%) репрезентируется как жертва социальной несправедливости, при этом, однако, относительно часто (в 38% публикаций) она рассматривается и как фактор социальной опасности (в статьях о женском алкоголизме, наркомании, проституции и связанном с ней распространении социально-значимых болезней); тема насилия над женщинами часто коммерционализируется, то есть используется современными СМИ для завлечения и развлечения читателей; государственные структуры предстают в материалах прессы как неспособные, а в ряде случаев как нежелающие обеспечить гражданам социальные гарантии и предоставить необходимые социальные услуги, и эти функции берут на себя общественные организации.
Нельзя не упомянуть факт, что 80% социально-проблемных материалов оказались расположены на последних полосах рассмотренных газет. Это может свидетельствовать об общепринятом приоритете политических и экономических интересов перед социальной политикой в практике государственного управления.
По окончании проекта была проведена конференция совместно с Министерством труда и социального развития Саратовской области, для которой были подготовлены рекомендации в помощь практикам, работающим в сфере социальной политики и социальной работы. Рекомендации включают обоснование гендерного подхода и конкретные приемы нондискриминационного социального обслуживания женщин, мужчин, молодежи, инвалидов, а в разделе, ориентированном на работников СМИ, представлены принципы гендерно-чувствительной журналистики, лист рефлексии гендерной компетентности, руководство по освещению проблем насилия против женщин в СМИ, отечественный и зарубежные кодексы журналистской этики.
Рассмотренный нами гендерный подход к социальной политике — это учет гендерных различий при анализе существующей системы социального обеспечения, занятости и здравоохранения, а также при формировании политики в указанных направлениях. Гендерный анализ социальной политики позволяет осуществить критический разбор современных институтов государственного управления социальной сферой, в том числе социального обеспечения, семейной политики, занятости, здравоохранения. Такой анализ дает не только новые знания в сфере социальной политики, но предоставляет исследовательские данные и инструменты, необходимые для того, чтобы осуществить значительные улучшения практики социального обслуживания.
Опубликовано: 20.01.06