Участие МЧС в урегулировании внутри- и внешнеполитических конфликтов

Стрельцина М. М. (Санкт-Петербург)

После окончания холодной войны и прекращения противостояния двух супердержав – США и СССР – в мире начались трансформационные процессы в сфере обеспечения безопасности. Наряду с обеспечением военной обороны всё большее значение в политике национальной безопасности государств стала приобретать задача обеспечения защиты населения и территорий от угроз невоенного характера. Этнические конфликты, террористические акты, распространение инфекционных заболеваний, стихийные бедствия, ухудшение состояния окружающей среды – всё это и многое другое стало рассматриваться как невоенные угрозы национальной безопасности государств.
Россия при формировании национальной политики безопасности исходит из необходимости реагировать на приобретающие новое значение невоенные угрозы безопасности. Для этих целей в январе 1994 г. в составе исполнительной власти России было создано новое министерство - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Данное ведомство является службой оперативного, «чрезвычайного» реагирования, предупреждающей и ликвидирующей последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также участвующей в различного рода гуманитарных операциях на территории России и за рубежом.
С распадом СССР, Россия стала самостоятельным государством и, с одной стороны, продолжает являться важной мировой державой и должна быть в состоянии принимать участие в международных гуманитарных операциях. С другой стороны, на внутреннем уровне Россия представляет собой развивающееся государство, что является закономерным в период трансформации в ней государственных институтов и политического режима. Соответственно, определяя роль МЧС в обеспечении безопасности России и в урегулировании различного рода конфликтов, необходимо рассматривать российскую безопасность с двух точек зрения: как безопасность мировой державы и, в значительной степени, как безопасность формирующегося развивающегося государства.
МЧС России помогает предупреждать и ликвидировать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на государственной территории, количество которых значительно увеличилось в силу кризиса системы управления, морального и физического устаревания техники, хронического недофинансирования государственного сектора и целого ряда других причин. Чрезвычайные ситуации, несомненно, рассматривались властями как одна из весьма серьёзных угроз для реформируемой системы управления, так как во время чрезвычайных ситуаций значительно ослабевает государственный контроль. Стала очевидной необходимость принятия мер по предотвращению и ликвидации возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако существующие министерства и ведомства претерпевали существенные внутренние изменения и с трудом справлялись с возложенными на них функциональными обязанностями. Возлагать на них дополнительные функции, не соответствующие их основному назначению, было бы непродуманно. Соответственно, для выполнения «страховочных» функций нужно было создать дополнительное правительственное ведомство, которое бы в условиях строительства новых государственных институтов «подстраховывало» бы их работу и сглаживало остроту технологических проблем, возникающих в силу особенностей периода государственного строительства в России.
Кроме того, с распадом Советского Союза Россия столкнулась с целым рядом межнациональных конфликтов на своей территории, и, начиная с 1992 г., у Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС) России – непосредственного предшественника МЧС - появилась чрезвычайно важная функция: участие в миротворческих мероприятиях в зонах конфликтов на территории России. В составе органов федеральной исполнительной власти России не было специализированного ведомства, которое могло бы заниматься комплексным решением данных проблем. Наиболее близким к этому по роду своей деятельности и обладающим соответствующими силами и средствами оказался ГКЧС России, и Правительство поручило ему управление работой федеральных органов, связанной с урегулированием межнациональных конфликтов. В сферу функциональных обязанностей ГКЧС была включена организация эвакуации пострадавшего населения, его размещение в безопасных районах, оказание медицинской и гуманитарной помощи. В результате, миротворческие и гуманитарные операции в зонах межнациональных конфликтов приобрели статус государственного мероприятия, а МЧС России стал важным субъектом миротворческой деятельности в составе Правительства РФ.
Таким образом, создание МЧС и наделение данного министерства большими административными возможностями в составе исполнительной власти России было в значительной степени обусловлено необходимостью политического руководства реагировать на вызванные кризисом государственной системы внутренние угрозы национальной безопасности, которые в пост-советской России получили первостепенное значение. Потребность в незамедлительном оказании гуманитарной помощи в зонах межнациональных конфликтов, отличавшихся особой остротой в России в начале 1990-х гг., а также потребность в экстренном реагировании политического руководства на растущее число чрезвычайных ситуаций в государстве послужили причиной для формирования самостоятельного правительственного ведомства, в чьё ведение вошли данные функциональные обязанности.
Международная гуманитарная деятельность МЧС тоже играет большую роль в работе ведомства. Его растущая международная известность как российского гуманитарного агентства выгодно позиционировала Россию в глазах мирового сообщества. Силы и средства МЧС используются российским политическим руководством для выполнения обязательств, взятых на себя Россией в рамках международных договоров. Также МЧС России по решению Правительства оказывает помощь другим государствам в рамках двусторонних соглашений. В условиях роста значения сотрудничества государств в области гуманитарного реагирования и миротворческой деятельности в новой структуре международных отношений интеграция России в соответствующие международные организации является одной из её приоритетных внешнеполитических задач. Установление партнёрских отношений с данными организациями позволяет государственному политическому руководству формировать международное общественное мнение о России, а также проводить в жизнь её национальные интересы, участвуя в принятии международных решений. Министерство обороны по политическим соображениям не могло взять на себя спасательные или миротворческие функции в зонах бедствий и конфликтов на территории других стран. Министерство внутренних дел России после распада СССР нуждалось в серьёзной внутренней перестройке: оно с трудом справлялось со своими непосредственными функциональными обязанностями, и возлагать на него выполнение новых функций было бы непродуманно. В связи с этим, новое ведомство в составе исполнительной власти России – МЧС – получило значительную внешнеполитическую сферу компетенции. МЧС помогает России интегрироваться в формирующуюся мировую систему противодействия катастрофам и кризисам и поддерживать статус в данной сфере международного сотрудничества.
Когда в России закончится период государственного строительства, есть все основания полагать, что внутрироссийская сторона деятельности МЧС передаст своё приоритетное значение его международной работе. В Концепции стратегического развития международной деятельности МЧС до 2006 г. особое значение уделяется проблемам интеграции в формирующуюся систему противодействия катастрофам и кризисам. МЧС – его силы и средства, опыт участия в спасательных и миротворческих операциях, членство в соответствующих международных организациях и значительная внутриполитическая поддержка - может стать одним из основных агентов интеграции России в международные институты безопасности.
Опубликовано: 20.01.06