Российские партии и саморегулирование общества
Михалева Г.М.
Партии - важнейшая составная часть, связывающая граждан и органы государственной власти и легитимирующие политический процесс в правовых демократических государствах. Они являются практически универсальным феноменом как в стабильных демократиях, так и в странах, декларирующих или же практикующих свободные выборы и элементы разделения властей.
В отличие от стран ЦВЕ, где уже на вторых (после учредительных) выборах наблюдалась консолидация и стабилизация партийной системы, в России мы наблюдаем замедленное развитие многопартийности. Этот феномен - следствие особенностей трансформационного процесса вообще и отсутствия четкой законодательной базы в частности.
Партии в России выполняют лишь некоторые функции, свойственные им в развитых демократиях. Л.Пай, охарактиризовавший "незападный политический процесс", отмечает неструктурированность политического процесса и преобладание в нем других институциональных и неинституциональных форм, незначительным уровнем консенсуса в отношении узаконненных средств и целей ("конституционного консенсуса") и отсутствием интеграции среди участников. Политические партии в незападных обществах склонны претендовать на выражение мировоззрения и представление образа жизни, в отличие от многосоставных (по определению А.Лейпхарта) демократических обществ, где партии являются организованными выразителями политической воли частей общества с отличными интересами, "сегментов". Они отличаются слабой структурированностью и невнятной артикуляцией общественных интересов, что является следствием как слабой социальной диффернециации самого общества, так и динамически и неравномерно протекающими процессами институционализации.
Сменяемость власти в результате выборов - минимальный критерий, отделяющий демократические режимы от недемократических, именно поэтому "учредительные" выборы, первый цикл свободных выборов, проходящих после отказа от авторитарного режима связывается с началом периода демократизации, не гарантируя, впрочем
предопределенности демократического развития. По замечанию В. Гельмана, выборы в России пока еще не стали механизмом смены власти: по итогам выборов не происходила смена политического курса правительства, деятельность которого никогда не была связана с демократической подотчетностью. Отсюда - и второстепенная роль партий в политическом процессе.
Кроме того, развитию партий препятствовал и препятствует и целый ряд институциональных факторов. Важнейшие из них:
- президенциализм;
- сложносоставное "вертикальное" устройство страны, существенные различия региональных политических систем и режимов, как по отношению к центру, так и между собой;
- асинхронность федерального и региональных электоральных процессов;
- отсутствие единой законодательной базы электорального процесса, разорванность законодательного поля, в том числе - между центром и регионами и существенные различия;
Президенциализм в России оказывает негативное воздействие на формирование партийной системы. Основной политической целью становится победа на президентских выборах и партии, отказываясь от "идеологизации", стремясь формулировать свои цели наиболее общим образом. По замечанию Г.Голосова, "мажоритарный" характер президенциализма предполагает формирование вокруг наиболее успешных кандидатов широких коалиций.
Стабильным партиям оказывается чрезвычайно сложно сформулировать правдоподобную политическую стратегию, обеспечивающую возможность достижения поставленных целей, так как это возможно только в исполнительной власти. Те же факторы усиливаются на региональном уровне, что обусловлено режимными характеристиками - преобладанием среди региональных политических режимов моноцентрических.
Если федеральные "учредительные" парламентские выборы состоялись в 1993 году, то региональные - весной 1994, а в ряде регионов и позже, из-за низкой явки избирателей, соответственно асинхронно - региональных парламентов в 1996-98 годах и глав исполнительной власти - в 1995-97 годах. Существенно отличались и институциональные рамки проведения выборов региональных парламентов.
Выбор смешанного несвязанного типа избирательной системы на федеральном уровне был связан с идеологическими предпочтениями и политическими целями акторов, играющих ключевую роль в политическом процессе, был волевым актом Президента и его окружения. В последующем неоднократно предпринималась попытки отказа от смешанной несвязанной системы в пользу системы мажоритарной. В большинстве регионов правящие элиты предпочли именно этот тип выборов, что позволяет сохранить подчиненное положение региональных парламентов. В некоторых субъектах федерации были введены - в разной пропорции - элементы пропорциональной системы, и лишь в Свердловской области, представляющей собой с очевидностью отклоняющийся случай, нижняя палата областного парламента - областная Дума избирается по партийным спискам.
Перечисленный факторы обусловили разорванность, "вертикальную фрагментацию" партийной системы в России. Различается не только спектр партий, существующих в регионах и в федеральном центре, но и их политические позиции, идеологические "лейблы" и коалиционная политика как и политический вес региональных отделений федеральных партий. Выступающие как значимые политические акторы в одних регионах, те же партии имеют партийные ячейки, в которые входит десяток активных членов - в других и вообще не представлены в третьих. В большом числе регионов до последнего времени существовали региональные политические партии, большинство из которых были административными - партиями губернаторов и мэров.
Региональные партийные системы остаются недоразвитыми по сравнению с общероссийской, что серьезно препятствует развитию последней.
На федеральном уровне в ходе трех избирательных циклов парламентских и двух - президентских выборов роль партий с очевидностью возросла, наблюдается и консолидация партийной системы, что произошло благодаря относительно стабильным нормам избирательного права.
«Парламентские» партии – КПРФ, ЛДПР, «ЯБЛОКО» увеличили число своих членов и активно, правда, с разной результативностью, принимали участие как на региональных выборах, так и на выборах в органы местного самоуправления. О росте роли партий в политической жизни свидетельствуют и выборы глав исполнительной власти всех уровней, начиная от президентских и кончая выборами глав местного самоуправления. Партия оказывается не только значимым политическим лейблом, обозначающим общеидеологичскую направленность кандидата, но и, в первую очередь, исключительно значимым организационным ресурсом, позволяющим экономично и эффективно провести избирательную кампанию.
Принятие Закона о партиях и приведение в соответствие с ним избирательного законодательства создает благоприятные институциональные рамки для стабилизации партийной системы. Партии становятся связующим звеном не только между гражданами и органами власти, но и между федеральным Центром и регионами. Более того, в регионах они выступают важным фактором, ограничивающим всевластие губернаторов.
Тормозящими неинституциональными факторами на пути развития партий в стране в остаются:
- слабая социальная структурированность общества и соответственно артикуляция групповых интересов;
- низкий уровень гражданского участия;
- существование административных партий и использование административного ресурса.
Доминирование неформальных институтов в политической системе в целом характерно и для партий, в том числе - демократических. Несмотря на наличие более или менее демократических уставных норм, решения принимаются узким кругом лиц, рядовые члены партии мало влияют на определение программатики и выработку политического курса. Тенденции, характерные и для современных развитых демократий, превращение партий в "картельные", включающее профессионализацию партийного руководства, превращение партийных лидеров в менеджеров, доминирование в избирательных кампаниях стратегий, связанных с медийными технологиями, уменьшение значимости широкого членства, действуют и в России. Но если на Западе эти тенденции компенсируются другими формами гражданского участия, включая прямую демократию, в России эти компенсирующие механизмы отсуствуют.
Наконец, надо учитывать что избранный тип электоральной формулы в условиях президенциализма приводит к "удвоению" эффекта Дюверже.
Избиратель ориентируется на победителя, а мелкие партии получают меньшинство голосов. Ряд значимых интересов и групп (особенно это касается меньшинств и новых социальных групп и интересов) оказываются непредставленными, а политические деятели постепенно теряют стимулы к созданию новых партий.
Это лишает политическую систему гибкости, способности быстро реагировать на все усиливающиеся внешние и внутренние вызовы.
Опубликовано: 03.01.06В отличие от стран ЦВЕ, где уже на вторых (после учредительных) выборах наблюдалась консолидация и стабилизация партийной системы, в России мы наблюдаем замедленное развитие многопартийности. Этот феномен - следствие особенностей трансформационного процесса вообще и отсутствия четкой законодательной базы в частности.
Партии в России выполняют лишь некоторые функции, свойственные им в развитых демократиях. Л.Пай, охарактиризовавший "незападный политический процесс", отмечает неструктурированность политического процесса и преобладание в нем других институциональных и неинституциональных форм, незначительным уровнем консенсуса в отношении узаконненных средств и целей ("конституционного консенсуса") и отсутствием интеграции среди участников. Политические партии в незападных обществах склонны претендовать на выражение мировоззрения и представление образа жизни, в отличие от многосоставных (по определению А.Лейпхарта) демократических обществ, где партии являются организованными выразителями политической воли частей общества с отличными интересами, "сегментов". Они отличаются слабой структурированностью и невнятной артикуляцией общественных интересов, что является следствием как слабой социальной диффернециации самого общества, так и динамически и неравномерно протекающими процессами институционализации.
Сменяемость власти в результате выборов - минимальный критерий, отделяющий демократические режимы от недемократических, именно поэтому "учредительные" выборы, первый цикл свободных выборов, проходящих после отказа от авторитарного режима связывается с началом периода демократизации, не гарантируя, впрочем
предопределенности демократического развития. По замечанию В. Гельмана, выборы в России пока еще не стали механизмом смены власти: по итогам выборов не происходила смена политического курса правительства, деятельность которого никогда не была связана с демократической подотчетностью. Отсюда - и второстепенная роль партий в политическом процессе.
Кроме того, развитию партий препятствовал и препятствует и целый ряд институциональных факторов. Важнейшие из них:
- президенциализм;
- сложносоставное "вертикальное" устройство страны, существенные различия региональных политических систем и режимов, как по отношению к центру, так и между собой;
- асинхронность федерального и региональных электоральных процессов;
- отсутствие единой законодательной базы электорального процесса, разорванность законодательного поля, в том числе - между центром и регионами и существенные различия;
Президенциализм в России оказывает негативное воздействие на формирование партийной системы. Основной политической целью становится победа на президентских выборах и партии, отказываясь от "идеологизации", стремясь формулировать свои цели наиболее общим образом. По замечанию Г.Голосова, "мажоритарный" характер президенциализма предполагает формирование вокруг наиболее успешных кандидатов широких коалиций.
Стабильным партиям оказывается чрезвычайно сложно сформулировать правдоподобную политическую стратегию, обеспечивающую возможность достижения поставленных целей, так как это возможно только в исполнительной власти. Те же факторы усиливаются на региональном уровне, что обусловлено режимными характеристиками - преобладанием среди региональных политических режимов моноцентрических.
Если федеральные "учредительные" парламентские выборы состоялись в 1993 году, то региональные - весной 1994, а в ряде регионов и позже, из-за низкой явки избирателей, соответственно асинхронно - региональных парламентов в 1996-98 годах и глав исполнительной власти - в 1995-97 годах. Существенно отличались и институциональные рамки проведения выборов региональных парламентов.
Выбор смешанного несвязанного типа избирательной системы на федеральном уровне был связан с идеологическими предпочтениями и политическими целями акторов, играющих ключевую роль в политическом процессе, был волевым актом Президента и его окружения. В последующем неоднократно предпринималась попытки отказа от смешанной несвязанной системы в пользу системы мажоритарной. В большинстве регионов правящие элиты предпочли именно этот тип выборов, что позволяет сохранить подчиненное положение региональных парламентов. В некоторых субъектах федерации были введены - в разной пропорции - элементы пропорциональной системы, и лишь в Свердловской области, представляющей собой с очевидностью отклоняющийся случай, нижняя палата областного парламента - областная Дума избирается по партийным спискам.
Перечисленный факторы обусловили разорванность, "вертикальную фрагментацию" партийной системы в России. Различается не только спектр партий, существующих в регионах и в федеральном центре, но и их политические позиции, идеологические "лейблы" и коалиционная политика как и политический вес региональных отделений федеральных партий. Выступающие как значимые политические акторы в одних регионах, те же партии имеют партийные ячейки, в которые входит десяток активных членов - в других и вообще не представлены в третьих. В большом числе регионов до последнего времени существовали региональные политические партии, большинство из которых были административными - партиями губернаторов и мэров.
Региональные партийные системы остаются недоразвитыми по сравнению с общероссийской, что серьезно препятствует развитию последней.
На федеральном уровне в ходе трех избирательных циклов парламентских и двух - президентских выборов роль партий с очевидностью возросла, наблюдается и консолидация партийной системы, что произошло благодаря относительно стабильным нормам избирательного права.
«Парламентские» партии – КПРФ, ЛДПР, «ЯБЛОКО» увеличили число своих членов и активно, правда, с разной результативностью, принимали участие как на региональных выборах, так и на выборах в органы местного самоуправления. О росте роли партий в политической жизни свидетельствуют и выборы глав исполнительной власти всех уровней, начиная от президентских и кончая выборами глав местного самоуправления. Партия оказывается не только значимым политическим лейблом, обозначающим общеидеологичскую направленность кандидата, но и, в первую очередь, исключительно значимым организационным ресурсом, позволяющим экономично и эффективно провести избирательную кампанию.
Принятие Закона о партиях и приведение в соответствие с ним избирательного законодательства создает благоприятные институциональные рамки для стабилизации партийной системы. Партии становятся связующим звеном не только между гражданами и органами власти, но и между федеральным Центром и регионами. Более того, в регионах они выступают важным фактором, ограничивающим всевластие губернаторов.
Тормозящими неинституциональными факторами на пути развития партий в стране в остаются:
- слабая социальная структурированность общества и соответственно артикуляция групповых интересов;
- низкий уровень гражданского участия;
- существование административных партий и использование административного ресурса.
Доминирование неформальных институтов в политической системе в целом характерно и для партий, в том числе - демократических. Несмотря на наличие более или менее демократических уставных норм, решения принимаются узким кругом лиц, рядовые члены партии мало влияют на определение программатики и выработку политического курса. Тенденции, характерные и для современных развитых демократий, превращение партий в "картельные", включающее профессионализацию партийного руководства, превращение партийных лидеров в менеджеров, доминирование в избирательных кампаниях стратегий, связанных с медийными технологиями, уменьшение значимости широкого членства, действуют и в России. Но если на Западе эти тенденции компенсируются другими формами гражданского участия, включая прямую демократию, в России эти компенсирующие механизмы отсуствуют.
Наконец, надо учитывать что избранный тип электоральной формулы в условиях президенциализма приводит к "удвоению" эффекта Дюверже.
Избиратель ориентируется на победителя, а мелкие партии получают меньшинство голосов. Ряд значимых интересов и групп (особенно это касается меньшинств и новых социальных групп и интересов) оказываются непредставленными, а политические деятели постепенно теряют стимулы к созданию новых партий.
Это лишает политическую систему гибкости, способности быстро реагировать на все усиливающиеся внешние и внутренние вызовы.