рунетки

Идиатуллина К.С. (Казань).Проблемы политического лидерства в республиках РФ

Политическое лидерство — многоуровневое явление. В России можно выделить национальный или федеральный, региональный, местный, партийный уровни политического лидерства. Региональное лидерство занимает среднее место в этом вертикальном срезе политического лидерства, что предполагает выстраивание отношений как по вертикали, так и по горизонтали. От характера этих взаимоотношений, выработки и соблюдения соответствующих норм, правил во многом зависит эффективность лидерства. Выявление особенностей взаимоотношений региональных политических лидеров с федеральной и региональной элитой является целью данной статьи.
Взаимоотношения политических лидеров разного уровня в ус-ловиях трансформации общества осуществляются как в институцио-нализированном, так и неформализованном виде. Анализ показывает, что в условиях неразвитого гражданского общества лидерские связи и отношения выступают в качестве фактора структурирования и инте-грации. Они представляют собой личностные взаимоотношения лиде-ров разных уровней для решения государственных и иных проблем. Между политическими лидерами существуют как горизонтальные, так и вертикальные связи, которые носят в основном функциональный характер, реже линейно-функциональный характер, поскольку четкая связь соподчинения прослеживается довольно редко. Лидерские связи в зависимости от обстоятельств актуализируются или затухают, пре-кращаются, перестраиваются. Через них региональные лидеры могут управлять ситуациями, оказывать влияние на политические, экономи-ческие и социальные процессы.
Трансформация общества порождает различные интересы у со-циальных слоев, уровней власти и управления, которые нередко всту-пают в противоречие. Роль политических лидеров в этих условиях может быть как позитивной, так и негативной, т.е. они могут способ-ствовать как разрешению, так и обострению противоречий.
Становление института регионального политического лидерства происходит в условиях утверждения принципов федерализма, разде-ления властей, зарождения элементов гражданского общества, уси-лившейся дифференциации общества на основе экономического по-ложения и формирования у каждого социального слоя соответствую-щего самосознания. Всё это определяет способы взаимодействия ли-дера с электоратом в целом и его группами, политической и бизнес-элитой региона, с политической элитой федерального центра и других регионов, региональных лидеров между собой.
Взаимодействие региональных лидеров с федеральным центром состоит в определении принципов взаимоотношений, в согласовании интересов, поиске взаимоприемлемых решений, обмене информацией. Для этого создаются соответствующие коммуникативные каналы, которые могут иметь институциональный, формальный и неформальный характер. В крупном плане характер взаимоотношений детерминируется политической системой и политическими режимами. Базовым основанием являются экономические отношения: вопросы собственности, инвестиций, уровня развития. Интенсивность таких взаимодействий, как правило, высокая. В зависимости от ситуации интенсивность может возрастать или уменьшаться. Инициатива в создании и расширении коммуникативных каналов может исходить как сверху, так и снизу.
Взаимоотношения региональных лидеров и федерального цен-тра можно условно разделить на две группы: а)взаимоотношения по поводу выборов (особый случай) и б)в процессе государственного управления (практически повседневное общение). Федеральные вы-боры в значительной мере проявляют отношения федерального центра и регионов. Если в 1990-е годы, особенно в период «парада суверени-тетов», республики могли намеренно сорвать выборы Президента РФ, депутатов Госдумы, то с конца 90-х гг. республиканские лидеры, как правило, стремятся показать свою лояльность и поддержку федераль-ной власти. Особенно настораживает усиление авторитарности в из-бирательном процессе. В условиях небывалой циничности в исполь-зовании административного ресурса в республиках прошли выборы в Госдуму в 2003г. Следует ожидать, что на предстоящих выборах Пре-зидента РФ, республиканские лидеры будут соревноваться за лучшие показатели в пользу инкумбента.
Выборы региональных государственных лидеров - президентов, глав республик - показывают зрелость и возможности (демократиче-ский потенциал) общества. Если первые, и особенно, вторые выборы прошли, как правило, в зависимости от расстановки сил региональных политических группировок, то выборы, состоявшиеся после 2000 го-да, демонстрируют влияние внешнего фактора, т.е. федерального ад-министративного ресурса. Федеральные округа все активнее пытают-ся контролировать выборы в субъектах РФ.
Во всех выборах региональных лидеров в 2001-2003 гг. центр проявлял себя в той или иной степени. Это выразилось в молчаливой поддержке действующего президента как, например, в Татарстане, или в оказании активной поддержки «подходящего» для Москвы кандидата в президенты как В.Штыров в Саха (Якутии), Л.Маркелов в Марий Эл, М.Рахимов и т.д. Под давлением Москвы подал в отставку президент Ингушетии Р.Аушев и одному из кандидатов – заместителю Полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе М.Зязикову была оказана мощная информационная, организационная и финансовая поддержка. В то же время в Адыгее поддержка Полпреда Казанцева не помогла действующему президенту А. Джеримову сохранить власть, президентом был избран Х.Совмен, руководитель крупной золотодобывающей сибирской кампании. Разногласия «питерской» и «московской» группировок в администрации Президента РФ, поддержка Волошина помогли К.Илюмжинову сохранить власть в Калмыкии. Таким образом можно констатировать факт затрудненности или невозможности провести изменения в правящей элите за счет внутренних ресурсов и укрепления во власти сформировавшихся кланов, группировок. Казалось бы, что внешнее вмешательство в региональный процесс может стимулировать активность гражданского общества, расколоть до сих пор консолидированную элиту, создать конкурентную политическую среду. Происходит обновление правящей элиты, надежды населения на обновление дает приток новой созидательной энергии, на определенном этапе интересы федерального центра и населения республики могут совпадать и действия федерального центра могут агрегировать интересы большинства или значительной части населения вокруг идеи обновления (наведения порядка, улучшения социально-экономической обстановки, борьбы с криминалом). Однако, мало оснований для вывода о развитии демократических основ региональных политических процессов. Скорее складывается альянс правящих федеральной и региональных элит. По результатам последних президентских выборов (начало 2004 г.) в восьми республиках главы регионов избраны на третий срок.
В начале 1990-х гг. в условиях процесса суверенизации лидерам нужно было не только заявить о самостоятельности, самодостаточно-сти, собственной значимости, но и добиться этого, поэтому происхо-дило дистанцирование региональных лидеров от федерального центра и сближение с региональной элитой, идентификация с конкретным ре-гионом. Особенно это характерно для продвинутых регионов. В усло-виях начавшейся приватизации, перехода к рыночным условиям хо-зяйствования республиканское руководство стремилось перевести как можно больше производственных фондов в собственность республик, задать такие условия и правила, чтобы значительная часть хозяйст-венных руководителей ориентировалась бы не на Москву, а на рес-публиканские власти. Если в Татарстане до начала 1990-х годов толь-ко три процента производственных мощностей принадлежало респуб-лике, то уже к середине 90-х гг.- более 50 процентов. Процесс дистан-цирования регионов от Центра в условиях перехода к новой полити-ческой и социально-экономической системе развития объективен. Ли-дер придает ему индивидуальность, персонифицируя его. Выявление и подчеркивание региональной специфики особенно наглядно в 1990-е гг. проявилось в обосновании и пропаганде моделей реформ: татар-станской, башкортостанской, чувашской, якутской и т.д.
Для эффективности взаимодействий федерального и регионального уровня власти имеет значение способность лидеров маневрировать границами уступок. Для того чтобы высказать обвинения Центру и уйти от ответного удара, используется старая испытанная тактика - Центр разделяется на «хорошего президента» и «плохих министров». Региональные политики, находящиеся наверху властной иерархии или стремящиеся туда попасть, довольно быстро поняли, что следует критиковать безымянную федеральную власть или отдельные государственные органы.
В случае имеющихся острых противоречий между региональной правящей элитой во главе с региональным лидером и федеральным Центром, последний все чаще предпочитает решать их хирургическим способом - всестороннее давление на руководство, выдвижение и поддержка приемлемой фигуры, манипулирование общественным мнением. Региональные лидеры становятся все более осторожными по отношению к федеральному Центру. Среди основных средств ограни-чения власти региональных лидеров со стороны федерального центра можно назвать: а) институт отрешения по инициативе федерального президента, б) новые межбюджетные отношения, в) централизация власти, усиление федерального присутствия в регионах..
Региональные лидеры пользуются определенным набором средств и способов взаимодействия с федеральными политическими элитами при решении проблем регионов, для сохранения и удержания власти. Среди них есть как институционализированные средства в ви-де правовых установлений, структур, федеральных и региональных программ, так и неформальные, в виде личных связей. Действенность последних высока, что делает их по-прежнему более привлекатель-ными, несмотря на их неустойчивость, подверженность ситуацион-ным изменениям.
Процесс дистанцирования власти региональной от политико-административных структур общенационального уровня выполняет несколько функций. Он позволяет продемонстрировать силу и ре-сурсную мощь территориальных элит, показать, что региональная власть может справиться практически со всеми проблемами. Это про-тивопоставление способствует повышению консолидации региональ-ной элиты, благодаря чему исчезают (или приобретают латентную форму) конфликты во властных структурах, а парламент субъекта фе-дерации становится «карманным». Адекватность позиции региональ-ных элит местной политической культуре делает возможным предста-вить себя в качестве артикуляторов и защитников региональных инте-ресов, что дает ощущение народной поддержки.
Наряду с государственным лидером в каждом регионе имеются также руководители органов власти, занимающейся публичной политикой (председатели законодательного органа и правительства, мэры городов), лидеры различных групп интересов, особенно экономических, лидеры политических партий и общественно–политических движений. Сеть регионального лидерства строится на общности территориальных, социально-экономических, социокультурных интересов, традиций. Региональная элита действует в масштабах субъекта РФ и участвует в принятии решений, имеющих значение для функционирования политической, экономической и социальной сфер региона. Влияние регионального лидера на политические и социально- экономические процессы в обществе в значительной степени зависят от его отношений с элитой, как звена между ним и обществом. Взаимодействие между ними можно рассматривать как сотрудничество, толерантность, борьбу и конфронтацию, поскольку каждый из них артикулирует те или иные интересы. Взаимоотношения регионального лидера с региональной элитой имеют важнейшее значение для сохранения стабильности.
Моноцентрическая модель власти доминирует в республиках. Президенты в большинстве регионов имеют существенное влияние на законодательную власть, на деятельность федеральных структур гос-управления в регионе, на судебную власть и прокуратуру. Наличие формальной власти у президента формирует также сеть неформаль-ных связей и отношений с представителями элит, что позволяет моби-лизовать и использовать этот социальный капитал, минуя нередко формальные процедуры. Многие руководители этих органов власти живут, работают годами в регионах, достигли власти не без помощи главы республики, что позволяет региональному лидеру адаптировать многие ситуации «под себя».
Влияние лидеров политических партий на региональные про-цессы весьма ограниченное. Этнонациональные лидеры способство-вали утверждению в республиках РФ идеи возрождения и развития национальной культуры и языка, суверенитета, вели к дестабилизации общественно- политической обстановки, но к середине 1990-х гг. вме-сте со спадом национального движения утратили свое влияние. Ради-кальные национальные лидеры были выдавлены властями и лояльны-ми к властям лидерами на край политического поля, существенно уре-заны их ресурсы и возможности.
Большие возможности имеют партии и их лидеры в республиках с расколотой политической элитой, завоевывая в политической борьбе такие ресурсы как региональный парламент и муниципальные органы. В республиках с моноцентрической властью лидера изменение изби-рательного законодательства создало потенциальную возможность усиления влияния политических партий на региональные процессы. Однако манипуляции «партии власти» вряд ли позволят в ближайшее время изменить ситуацию.
Региональные политические лидеры, использующие статус и полномочия президента, главы республики являются основной фигурой на региональном политическом поле, что признается как федеральной, так и региональной политической элитой. По мере развития трансформационных процессов взаимоотношения политических лидеров разного уровня институционализируются. Институционализированность отношений политических лидеров разных уровней должна способствовать стабильности общественно- политических ситуации, определять логику поведения политических фигурантов. В то же время наряду с развитием формальных институтов широко распространена неформальная практика, что тормозит демократическое развитие, усиливая эффект неопределенности регионального политического развития.
Файл приложения: Idiatullina.doc
Опубликовано: 05.05.04