Информация о РАПН
Реквизиты РАПН (Внимание: произошли изменения), 19.02.06
Положение о Совете молодых политологов РАПН, 02.11.06
Бланк для оплаты платежей на счет РАПН, 02.11.06
Анкета для вступления в Совет молодых политологов РАПН, 26.11.06
Устав РАПН, 30.11.10
Политика в отношении обработки персональных данных, 23.09.22
  Руководящие и рабочие органы РАПН
  Региональные отделения
  Членство в РАПН
  Планы работы и отчеты РАПН

История РАПН

Обновления библиотеки РАПН
под науч. ред. О.С. Пустошинской, Сквозь национальные границы: актуальный взгляд на дипломатию негосударственных акторов: монография / 18.02.22
Зазнаев О.И. , Фарукшин М.Х., Этнические аспекты политических институтов и процессов / 12.01.22
Ильичева Л. Е., Лапин А. В., Стратегии социально-экономического развития регионов в ракурсе национальных целей и приоритетов: Политический анализ / 23.12.21
Санников С.В., Структурируя квинотавра: тератократия, дискурс господства и семиозис власти в раннем Средневековье / 26.04.21
У истоков и в авангарде белорусской политологии / 14.01.21
Политика развития в условиях цифровизации общества: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / 14.01.21
В.В. ЖЕЛТОВ, М.В. ЖЕЛТОВ, Авторитет: понятие, роль в политике и власти: монография / 25.09.20
Желтов В. В., Желтов М.В., Движение Желтых жилетов во Франции и социальный конфликт в рыночном обществе / 16.04.20
отв. ред. С.В. Патрушев, Л.Е. Филиппова, Господство против политики: российский случай. Эффективность институциональной структуры и потенциал стратегий политических изменений / 26.02.20
отв. ред. О.В.Гаман-Голутвина, А.И.Никитин, Современная политическая наука. Методология / 09.02.20
Фишман, Л. Г., Мартьянов, В. С., Давыдов, Д. А., Рентное общество: в тени труда, капитала и демократии / 11.11.19
под ред. Ю.Г. Чернышова, Дневник Алтайской школы политических исследований № 35. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Политика памяти и формирование международного имиджа страны) / 11.11.19
В.В. ЖЕЛТОВ, М.В. ЖЕЛТОВ, Движение Желтых жилетов во Франции: политический контекст, социальные силы, мотивация / 21.08.19
Е.Б. Шестопал, Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / 14.06.19
М. В. Гаврилова, Политическая коммуникация, современное государство и мировой порядок / 08.05.19

Российская Ассоциация Политической Науки


Дискуссия о профессионализме в политике и политической науке

А.П.Кочетков: К дискуссии о повышении качества подготовки научных кадров в России

А.П. Кочетков

 

К дискуссии о повышении качества подготовки научных кадров в России

 

Недавний скандал в диссертационном совете в Московском педагогическом государственном университете, где выпуск фальшивых «диссертантов» был поставлен на поток, дал толчок для широкой дискуссии о необходимости кардинального реформирования всей системы подготовки ученых в России. Уничтожающей критике подвергается практика работы диссертационных советов, двухступенчатый порядок (кандидат - доктор наук) присуждения ученых степеней. При этом многие считают панацеей решения всех проблем подготовки научных кадров введение системы PhD, давно утвердившейся во многих странах мира. Рассмотрим более подробно, что это такое.

Немного истории. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён первых западно-европейских университетов. В 12 в. степень «доктор права» была присуждена в Болонском университете, «доктор медицины» - в Салернском институте (Италия). В 13 в. Парижский университет ввёл степень «доктор богословия». Первоначально наименования «доктор» (лат. doctus - «учёный») и «магистр» (лат. magister - «учитель») были близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «доктор» предшествовала степень «лиценциат» (лат. licenciatus - «имеющий право»), получение которой предполагало сдачу экзамена и представление письменной работы, а степени «магистр» - «бакалавр» (позднелат. васса-laureus - «увенчанный лаврами»), присуждавшаяся лицам, успешно сдавшим экзамен по специальности.

Иерархическая система степеней «магистр» - «доктор» сложилась в 15-17 вв. При корпоративной организации университетов степень «магистр» давала право на замещение должности преподавателя лишь в стенах определённого университета, тогда как присвоение степени «доктор» было предпосылкой самостоятельного ведения учебной и  исследовательской работы. 

Сегодня в странах англосаксонского мира действует система одной докторской степени - PhD. Расшифровывается она как «доктор философии» (doctor of philosophy), но это не значит, что ее обладатель - обязательно философ. Дело в том, что в средневековой Европе университет, как правило, имел четыре факультета: теологии, права, философии и медицины. Соответственно, по традиции докторские степени присваиваются по этим четырем направлениям до сих пор, а наука в современном смысле имеет своей парадигмой философию. Иначе говоря, возможен «доктор философии по физике» или «доктор философии по математике». Эта степень присуждается после трех лет обучения в аспирантуре. Ранее ее всегда приравнивали к нашему «кандидату наук».

Во Франции и странах, использующих французскую систему высшего образования, наименование «доктор» охватывает несколько степеней. Низшая среди них - «доктор третьего цикла» (docteur de troisieme cycle; таким циклом считаются 5-й и 6-й годы обучения в университете). Высшие по отношению к ней - степени «доктор университета» (docteur de l'Universite). С 1897 их присуждают по итогам защиты диссертации двух видов:

а) с более низкими требованиями - предназначается гл. образом для иностранцев;

б) «государственный доктор» (docteur de l'Etat). Для ее получения требуется представление двух печатных диссертаций - главной (these principale) на тему, избранную диссертантом, и дополнительной (these complemen-taire) на тему, определённую факультетом.

В 1935 в Германии кроме степени «доктор наук» (наш кандидат наук) была введена степень «Doctor habilitatus», «хабилитированный доктор» (наш «доктор наук»), представлявшая право на замещение должности профессора университета. В университетах ФРГ в докторский диплом вносится оценка, полученная на докторском экзамене, а также оценка защиты. В ФРГ, Австрии, Италии степень «доктор» является единственной. Во многих странах специалисту в знак признания научных заслуг может быть присуждена почётная степень «доктор наук» (honoris causa; сокращенно: h.с.).

В зарубежных университетах, организованных по образцу британских, степени «доктор» предшествует степень «магистр». B Японии степень «магистр» (shusi) присваивается по всем наукам. В Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии степень «магистр» в 50-е гг. была приравнена к советской учёной степени «кандидат наук» и предшествовала степени «доктор». Во Франции, Польше, Швеции, Дании, Норвегии и большинстве стран Латинской Америки степень «магистр» присуждается по окончании университета и не требует представления специальной диссертации. В Финляндии, Греции, Испании, Португалии, Мексике и Эквадоре степени «магистр» соответствует степень «лиценциат», присуждение которой предполагает сдачу экзамена и представление печатного труда. В странах Латинской Америки, скандинавских странах, в Швейцарии система учёных степеней дифференцирована более широко: степень «лиценциат» присуждается по окончании высшего учебного заведения. В Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии ступенью к степени «лиценциат» считается степень «кандидат наук», присуждение которой свидетельствует о прохождении определённой части университетского курса.

Даже краткий обзор показывает многообразие подходов и традиций к присуждению ученых степеней в разных странах мира. В России действует «немецкая» система двух докторских степеней: кандидат наук и доктор наук. В соответствии с германо-российским межправительственным соглашением Россия и Германия признают степени друг друга. Ученую степень кандидата наук на уровне своего «доктора» признает и Франция.

Что же будет, если мы откажемся от традиционной двухступенчатой системы присвоения ученых степеней и перейдем на PhD? Стало известно, что СПбГУ намерен учредить собственную степень «доктора наук/PhD». Для ее получения надо написать и защитить диссертацию объемом в 300 страниц на английском языке. Претендовать на получение степени доктора СПбГУ смогут только российские доктора и кандидаты наук, а также магистры СПбГУ и магистры вузов, если последние входят в число 300 лучших по мировым рейтингам. Иначе говоря, из выпускников российских вузов на подобную программу может поступить разве что магистр из МГУ или пары других лучших отечественных вузов вроде Новосибирского госуниверситета.

Казалось бы, стремление СПбГУ ввести свою ученую степень, присуждаемую согласно общепринятой мировой практике вузом, можно было бы приветствовать. Тем более, в случае успеха данный эксперимент можно было бы распространить и на другие российские вузы. Но вот к каким последствиям это может привести.

1. Введение PhD в России по англосаксонскому образцу приравняет российского кандидата наук не к западному доктору, а к магистру – выпускнику вуза, окончившему магистратуру, который рассматривается в РФ как окончивший вторую ступень высшего образования, а не как получивший ученую степень. Если аналогичные решения примут и другие российские вузы, произойдет инфляция ученых степеней и их значимость еще более снизится. Казахстан несколько лет назад провел реформу своей образовательной системы, Вместо двухступенчатой схемы «кандидат – доктор» ввели западный PhD. В результате все бросились получать PhD в западных вузах (кому нужен PhD, присужденный казахстанским вузом?), что губительно сказалось на казахстанской системе подготовки   научных кадров.

Если российская система образования пойдет по тому же пути, то ее ждет аналогичная судьба. Как может российская политология стать действительно профессиональной и самостоятельной, если российским политологам придется не только публиковать свои работы в первоочередном порядке в иностранных изданиях, но и писать диссертации, защищать их на английском языке? Останется только узаконить введение английского языка (а еще лучше латыни) официальным языком российской науки! В этих условиях российская наука быстро утратит конкурентоспособность и станет придатком западной научной системы.

2. PhD на Западе – это давняя историческая традиция. Есть ли  российская традиция присуждения ученых степеней? О советской и постсоветской практике подготовке научных кадров уже говорилось выше. А как ученые степени присваивались в досоветской России? В России учёные степени были учреждены в начале ХIХ в. С 1803 г. на философском и юридических факультетах университетов вводилась система 3 степеней: «кандидат университета», «магистр», «доктор». В 1819 Министерством народного просвещения было утверждено обязательное для всех российских университетов «Положение о производстве в учёные степени», согласно которому степень «кандидат университета» присваивалась всем выпускникам, отлично окончившим курс. Для других соискателей-выпускников присуждение этой степени предполагало написание сочинения в присутствии экзаменаторов. Магистерский экзамен состоял из 2 вопросов, докторский - из 4. На них полагалось ответить в письменной форме. Докторские диссертации было принято писать на латыни. Кандидат и доктор именовались по факультету, а магистр получал наименование по одному из 14 разрядов наук, впервые установленных в практике присуждения учёных степеней. Утверждение в степени «магистр» и «доктор» производилось министром народного просвещения.

По «Положению об испытании на учёные степени» от 1837 было уменьшено число вопросов на докторском экзамене, разграничены главные и дополнительные предметы магистерских испытаний. Латынь стала обязательным языком лишь для диссертаций по классической филологии и медицине. Нововведения затронули и разряды наук. Степень «доктор» без специализации сохранилась только для юристов («доктор прав»). Были учреждены степени: «доктор математических наук», «доктор естественных наук», «доктор общей словесности» и «доктор вост. словесности». «Положением о производстве в учёные степени» (1844) число разрядов наук, по которым присуждалась степень «магистр», увеличилось до 22. Латынь как обязательный язык диссертаций по классической филологии была отменена, докторские диссертации по медицине писались на латыни до 1859.

Университетский устав 1863 предоставил учёным советам право присваивать заслуженным учёным степень «почётный доктор» без защиты диссертации, а лицам, не имевшим степени магистра, и без экзамена. В 1864 были упразднены докторский экзамен и утверждение диссертаций министерством. Число разрядов наук увеличилось до 39, одинаковое для магистров и докторов. Разряды наук, определявшие специализацию учёного, в принципе стали соответствовать делению по кафедрам университетов.

В 60-х гг. ХIХ в. рукописные диссертации сменились печатными. В отличие от стран Западной Европы, стала практиковаться их публикация в учёных записках и трудах университетов и научных обществ, а также в отраслевых журналах. К диссертации прилагались печатные тезисы, отражающие основные научные положения, выносимые на защиту. Диссертация, не допущенная к защите одним из российских университетов, могла быть представлена в другой. Университетский устав 1884 упразднил степень «кандидат университета» и предоставил факультетам право в отдельных случаях присуждать степень «доктор» за магистерскую диссертацию.

Следовательно, на протяжении досоветского этапа в России сложилась традиция двухступенчатой схемы присуждения ученых степеней: магистра и доктора. В советское время степень магистра была заменена на степень кандидата наук. Поэтому, исходя из наших давних традиций, сегодня необходимо на новом витке исторического развития вернуться к традиционной российской схеме присуждения ученых степеней: магистр-доктор (это будет соответствовать и современным зарубежным аналогам).

Прежде всего, надо провести реформу системы присуждения кандидатских степеней (не важно будет это магистр или кандидат наук), а не уничтожать ее, как это предлагается сегодня. Одновременно реформируется и магистратура, роль которой сегодня двусмысленная (магистр – это просто человек, получивший высшее образование, в несколько в большем объеме, чем бакалавр). Раз уж Германия и Франция признают наших кандидатов на уровне своих докторов (то есть все тех же PhD), целесообразно опираться на это признание и работать над качеством научных текстов, а не разрушать систему в целом. Изменить можно процедуру защиты кандидатских или магистерских диссертаций. Например, предоставить право получения магистерской степени лучшим выпускникам вузов при предоставлении соответствующего научного текста и ответа на вопросы по нему перед специальной комиссией вуза. Что касается степени доктора, то следует оставить право присваивать ее только крупным вузам, в которых действуют общепризнанные научные школы и центры, таким как, например, МГУ, СПбГУ, МГИМО, Высшая школа экономики, Новосибирский госуниверситет.

Чтобы поднять научный уровень диссертационных работ, не надо изобретать велосипед. Необходимо повысить требования к соискателям независимо от их должностного или социального положения на протяжении всего цикла подготовки диссертаций (от утверждения темы до введения обязательного дополнительного рецензирования при поступлении их в ВАК) и проявлять принципиальность. Важно помнить, что какую бы систему подготовки научных кадров мы не избрали, она станет эффективной только при условии, если люди, отвечающие за это дело, будут добросовестно исполнять свои обязанности. В противном случае любая система, в том числе и PhD не избежит коррупции и все вернется на круги своя.

А.П. Кочетков

 

К дискуссии о повышении качества подготовки научных кадров в России

 

Недавний скандал в диссертационном совете в Московском педагогическом государственном университете, где выпуск фальшивых «диссертантов» был поставлен на поток, дал толчок для широкой дискуссии о необходимости кардинального реформирования всей системы подготовки ученых в России. Уничтожающей критике подвергается практика работы диссертационных советов, двухступенчатый порядок (кандидат - доктор наук) присуждения ученых степеней. При этом многие считают панацеей решения всех проблем подготовки научных кадров введение системы PhD, давно утвердившейся во многих странах мира. Рассмотрим более подробно, что это такое.

Немного истории. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён первых западно-европейских университетов. В 12 в. степень «доктор права» была присуждена в Болонском университете, «доктор медицины» - в Салернском институте (Италия). В 13 в. Парижский университет ввёл степень «доктор богословия». Первоначально наименования «доктор» (лат. doctus - «учёный») и «магистр» (лат. magister - «учитель») были близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «доктор» предшествовала степень «лиценциат» (лат. licenciatus - «имеющий право»), получение которой предполагало сдачу экзамена и представление письменной работы, а степени «магистр» - «бакалавр» (позднелат. васса-laureus - «увенчанный лаврами»), присуждавшаяся лицам, успешно сдавшим экзамен по специальности.

Иерархическая система степеней «магистр» - «доктор» сложилась в 15-17 вв. При корпоративной организации университетов степень «магистр» давала право на замещение должности преподавателя лишь в стенах определённого университета, тогда как присвоение степени «доктор» было предпосылкой самостоятельного ведения учебной и  исследовательской работы. 

Сегодня в странах англосаксонского мира действует система одной докторской степени - PhD. Расшифровывается она как «доктор философии» (doctor of philosophy), но это не значит, что ее обладатель - обязательно философ. Дело в том, что в средневековой Европе университет, как правило, имел четыре факультета: теологии, права, философии и медицины. Соответственно, по традиции докторские степени присваиваются по этим четырем направлениям до сих пор, а наука в современном смысле имеет своей парадигмой философию. Иначе говоря, возможен «доктор философии по физике» или «доктор философии по математике». Эта степень присуждается после трех лет обучения в аспирантуре. Ранее ее всегда приравнивали к нашему «кандидату наук».

Во Франции и странах, использующих французскую систему высшего образования, наименование «доктор» охватывает несколько степеней. Низшая среди них - «доктор третьего цикла» (docteur de troisieme cycle; таким циклом считаются 5-й и 6-й годы обучения в университете). Высшие по отношению к ней - степени «доктор университета» (docteur de l'Universite). С 1897 их присуждают по итогам защиты диссертации двух видов:

а) с более низкими требованиями - предназначается гл. образом для иностранцев;

б) «государственный доктор» (docteur de l'Etat). Для ее получения требуется представление двух печатных диссертаций - главной (these principale) на тему, избранную диссертантом, и дополнительной (these complemen-taire) на тему, определённую факультетом.

В 1935 в Германии кроме степени «доктор наук» (наш кандидат наук) была введена степень «Doctor habilitatus», «хабилитированный доктор» (наш «доктор наук»), представлявшая право на замещение должности профессора университета. В университетах ФРГ в докторский диплом вносится оценка, полученная на докторском экзамене, а также оценка защиты. В ФРГ, Австрии, Италии степень «доктор» является единственной. Во многих странах специалисту в знак признания научных заслуг может быть присуждена почётная степень «доктор наук» (honoris causa; сокращенно: h.с.).

В зарубежных университетах, организованных по образцу британских, степени «доктор» предшествует степень «магистр». B Японии степень «магистр» (shusi) присваивается по всем наукам. В Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии степень «магистр» в 50-е гг. была приравнена к советской учёной степени «кандидат наук» и предшествовала степени «доктор». Во Франции, Польше, Швеции, Дании, Норвегии и большинстве стран Латинской Америки степень «магистр» присуждается по окончании университета и не требует представления специальной диссертации. В Финляндии, Греции, Испании, Португалии, Мексике и Эквадоре степени «магистр» соответствует степень «лиценциат», присуждение которой предполагает сдачу экзамена и представление печатного труда. В странах Латинской Америки, скандинавских странах, в Швейцарии система учёных степеней дифференцирована более широко: степень «лиценциат» присуждается по окончании высшего учебного заведения. В Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии ступенью к степени «лиценциат» считается степень «кандидат наук», присуждение которой свидетельствует о прохождении определённой части университетского курса.

Даже краткий обзор показывает многообразие подходов и традиций к присуждению ученых степеней в разных странах мира. В России действует «немецкая» система двух докторских степеней: кандидат наук и доктор наук. В соответствии с германо-российским межправительственным соглашением Россия и Германия признают степени друг друга. Ученую степень кандидата наук на уровне своего «доктора» признает и Франция.

Что же будет, если мы откажемся от традиционной двухступенчатой системы присвоения ученых степеней и перейдем на PhD? Стало известно, что СПбГУ намерен учредить собственную степень «доктора наук/PhD». Для ее получения надо написать и защитить диссертацию объемом в 300 страниц на английском языке. Претендовать на получение степени доктора СПбГУ смогут только российские доктора и кандидаты наук, а также магистры СПбГУ и магистры вузов, если последние входят в число 300 лучших по мировым рейтингам. Иначе говоря, из выпускников российских вузов на подобную программу может поступить разве что магистр из МГУ или пары других лучших отечественных вузов вроде Новосибирского госуниверситета.

Казалось бы, стремление СПбГУ ввести свою ученую степень, присуждаемую согласно общепринятой мировой практике вузом, можно было бы приветствовать. Тем более, в случае успеха данный эксперимент можно было бы распространить и на другие российские вузы. Но вот к каким последствиям это может привести.

1. Введение PhD в России по англосаксонскому образцу приравняет российского кандидата наук не к западному доктору, а к магистру – выпускнику вуза, окончившему магистратуру, который рассматривается в РФ как окончивший вторую ступень высшего образования, а не как получивший ученую степень. Если аналогичные решения примут и другие российские вузы, произойдет инфляция ученых степеней и их значимость еще более снизится. Казахстан несколько лет назад провел реформу своей образовательной системы, Вместо двухступенчатой схемы «кандидат – доктор» ввели западный PhD. В результате все бросились получать PhD в западных вузах (кому нужен PhD, присужденный казахстанским вузом?), что губительно сказалось на казахстанской системе подготовки   научных кадров.

Если российская система образования пойдет по тому же пути, то ее ждет аналогичная судьба. Как может российская политология стать действительно профессиональной и самостоятельной, если российским политологам придется не только публиковать свои работы в первоочередном порядке в иностранных изданиях, но и писать диссертации, защищать их на английском языке? Останется только узаконить введение английского языка (а еще лучше латыни) официальным языком российской науки! В этих условиях российская наука быстро утратит конкурентоспособность и станет придатком западной научной системы.

2. PhD на Западе – это давняя историческая традиция. Есть ли  российская традиция присуждения ученых степеней? О советской и постсоветской практике подготовке научных кадров уже говорилось выше. А как ученые степени присваивались в досоветской России? В России учёные степени были учреждены в начале ХIХ в. С 1803 г. на философском и юридических факультетах университетов вводилась система 3 степеней: «кандидат университета», «магистр», «доктор». В 1819 Министерством народного просвещения было утверждено обязательное для всех российских университетов «Положение о производстве в учёные степени», согласно которому степень «кандидат университета» присваивалась всем выпускникам, отлично окончившим курс. Для других соискателей-выпускников присуждение этой степени предполагало написание сочинения в присутствии экзаменаторов. Магистерский экзамен состоял из 2 вопросов, докторский - из 4. На них полагалось ответить в письменной форме. Докторские диссертации было принято писать на латыни. Кандидат и доктор именовались по факультету, а магистр получал наименование по одному из 14 разрядов наук, впервые установленных в практике присуждения учёных степеней. Утверждение в степени «магистр» и «доктор» производилось министром народного просвещения.

По «Положению об испытании на учёные степени» от 1837 было уменьшено число вопросов на докторском экзамене, разграничены главные и дополнительные предметы магистерских испытаний. Латынь стала обязательным языком лишь для диссертаций по классической филологии и медицине. Нововведения затронули и разряды наук. Степень «доктор» без специализации сохранилась только для юристов («доктор прав»). Были учреждены степени: «доктор математических наук», «доктор естественных наук», «доктор общей словесности» и «доктор вост. словесности». «Положением о производстве в учёные степени» (1844) число разрядов наук, по которым присуждалась степень «магистр», увеличилось до 22. Латынь как обязательный язык диссертаций по классической филологии была отменена, докторские диссертации по медицине писались на латыни до 1859.

Университетский устав 1863 предоставил учёным советам право присваивать заслуженным учёным степень «почётный доктор» без защиты диссертации, а лицам, не имевшим степени магистра, и без экзамена. В 1864 были упразднены докторский экзамен и утверждение диссертаций министерством. Число разрядов наук увеличилось до 39, одинаковое для магистров и докторов. Разряды наук, определявшие специализацию учёного, в принципе стали соответствовать делению по кафедрам университетов.

В 60-х гг. ХIХ в. рукописные диссертации сменились печатными. В отличие от стран Западной Европы, стала практиковаться их публикация в учёных записках и трудах университетов и научных обществ, а также в отраслевых журналах. К диссертации прилагались печатные тезисы, отражающие основные научные положения, выносимые на защиту. Диссертация, не допущенная к защите одним из российских университетов, могла быть представлена в другой. Университетский устав 1884 упразднил степень «кандидат университета» и предоставил факультетам право в отдельных случаях присуждать степень «доктор» за магистерскую диссертацию.

Следовательно, на протяжении досоветского этапа в России сложилась традиция двухступенчатой схемы присуждения ученых степеней: магистра и доктора. В советское время степень магистра была заменена на степень кандидата наук. Поэтому, исходя из наших давних традиций, сегодня необходимо на новом витке исторического развития вернуться к традиционной российской схеме присуждения ученых степеней: магистр-доктор (это будет соответствовать и современным зарубежным аналогам).

Прежде всего, надо провести реформу системы присуждения кандидатских степеней (не важно будет это магистр или кандидат наук), а не уничтожать ее, как это предлагается сегодня. Одновременно реформируется и магистратура, роль которой сегодня двусмысленная (магистр – это просто человек, получивший высшее образование, в несколько в большем объеме, чем бакалавр). Раз уж Германия и Франция признают наших кандидатов на уровне своих докторов (то есть все тех же PhD), целесообразно опираться на это признание и работать над качеством научных текстов, а не разрушать систему в целом. Изменить можно процедуру защиты кандидатских или магистерских диссертаций. Например, предоставить право получения магистерской степени лучшим выпускникам вузов при предоставлении соответствующего научного текста и ответа на вопросы по нему перед специальной комиссией вуза. Что касается степени доктора, то следует оставить право присваивать ее только крупным вузам, в которых действуют общепризнанные научные школы и центры, таким как, например, МГУ, СПбГУ, МГИМО, Высшая школа экономики, Новосибирский госуниверситет.

Чтобы поднять научный уровень диссертационных работ, не надо изобретать велосипед. Необходимо повысить требования к соискателям независимо от их должностного или социального положения на протяжении всего цикла подготовки диссертаций (от утверждения темы до введения обязательного дополнительного рецензирования при поступлении их в ВАК) и проявлять принципиальность. Важно помнить, что какую бы систему подготовки научных кадров мы не избрали, она станет эффективной только при условии, если люди, отвечающие за это дело, будут добросовестно исполнять свои обязанности. В противном случае любая система, в том числе и PhD не избежит коррупции и все вернется на круги своя.

А.П. Кочетков

 

К дискуссии о повышении качества подготовки научных кадров в России

 

Недавний скандал в диссертационном совете в Московском педагогическом государственном университете, где выпуск фальшивых «диссертантов» был поставлен на поток, дал толчок для широкой дискуссии о необходимости кардинального реформирования всей системы подготовки ученых в России. Уничтожающей критике подвергается практика работы диссертационных советов, двухступенчатый порядок (кандидат - доктор наук) присуждения ученых степеней. При этом многие считают панацеей решения всех проблем подготовки научных кадров введение системы PhD, давно утвердившейся во многих странах мира. Рассмотрим более подробно, что это такое.

Немного истории. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён первых западно-европейских университетов. В 12 в. степень «доктор права» была присуждена в Болонском университете, «доктор медицины» - в Салернском институте (Италия). В 13 в. Парижский университет ввёл степень «доктор богословия». Первоначально наименования «доктор» (лат. doctus - «учёный») и «магистр» (лат. magister - «учитель») были близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «доктор» предшествовала степень «лиценциат» (лат. licenciatus - «имеющий право»), получение которой предполагало сдачу экзамена и представление письменной работы, а степени «магистр» - «бакалавр» (позднелат. васса-laureus - «увенчанный лаврами»), присуждавшаяся лицам, успешно сдавшим экзамен по специальности.

Иерархическая система степеней «магистр» - «доктор» сложилась в 15-17 вв. При корпоративной организации университетов степень «магистр» давала право на замещение должности преподавателя лишь в стенах определённого университета, тогда как присвоение степени «доктор» было предпосылкой самостоятельного ведения учебной и  исследовательской работы. 

Сегодня в странах англосаксонского мира действует система одной докторской степени - PhD. Расшифровывается она как «доктор философии» (doctor of philosophy), но это не значит, что ее обладатель - обязательно философ. Дело в том, что в средневековой Европе университет, как правило, имел четыре факультета: теологии, права, философии и медицины. Соответственно, по традиции докторские степени присваиваются по этим четырем направлениям до сих пор, а наука в современном смысле имеет своей парадигмой философию. Иначе говоря, возможен «доктор философии по физике» или «доктор философии по математике». Эта степень присуждается после трех лет обучения в аспирантуре. Ранее ее всегда приравнивали к нашему «кандидату наук».

Во Франции и странах, использующих французскую систему высшего образования, наименование «доктор» охватывает несколько степеней. Низшая среди них - «доктор третьего цикла» (docteur de troisieme cycle; таким циклом считаются 5-й и 6-й годы обучения в университете). Высшие по отношению к ней - степени «доктор университета» (docteur de l'Universite). С 1897 их присуждают по итогам защиты диссертации двух видов:

а) с более низкими требованиями - предназначается гл. образом для иностранцев;

б) «государственный доктор» (docteur de l'Etat). Для ее получения требуется представление двух печатных диссертаций - главной (these principale) на тему, избранную диссертантом, и дополнительной (these complemen-taire) на тему, определённую факультетом.

В 1935 в Германии кроме степени «доктор наук» (наш кандидат наук) была введена степень «Doctor habilitatus», «хабилитированный доктор» (наш «доктор наук»), представлявшая право на замещение должности профессора университета. В университетах ФРГ в докторский диплом вносится оценка, полученная на докторском экзамене, а также оценка защиты. В ФРГ, Австрии, Италии степень «доктор» является единственной. Во многих странах специалисту в знак признания научных заслуг может быть присуждена почётная степень «доктор наук» (honoris causa; сокращенно: h.с.).

В зарубежных университетах, организованных по образцу британских, степени «доктор» предшествует степень «магистр». B Японии степень «магистр» (shusi) присваивается по всем наукам. В Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии степень «магистр» в 50-е гг. была приравнена к советской учёной степени «кандидат наук» и предшествовала степени «доктор». Во Франции, Польше, Швеции, Дании, Норвегии и большинстве стран Латинской Америки степень «магистр» присуждается по окончании университета и не требует представления специальной диссертации. В Финляндии, Греции, Испании, Португалии, Мексике и Эквадоре степени «магистр» соответствует степень «лиценциат», присуждение которой предполагает сдачу экзамена и представление печатного труда. В странах Латинской Америки, скандинавских странах, в Швейцарии система учёных степеней дифференцирована более широко: степень «лиценциат» присуждается по окончании высшего учебного заведения. В Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии ступенью к степени «лиценциат» считается степень «кандидат наук», присуждение которой свидетельствует о прохождении определённой части университетского курса.

Даже краткий обзор показывает многообразие подходов и традиций к присуждению ученых степеней в разных странах мира. В России действует «немецкая» система двух докторских степеней: кандидат наук и доктор наук. В соответствии с германо-российским межправительственным соглашением Россия и Германия признают степени друг друга. Ученую степень кандидата наук на уровне своего «доктора» признает и Франция.

Что же будет, если мы откажемся от традиционной двухступенчатой системы присвоения ученых степеней и перейдем на PhD? Стало известно, что СПбГУ намерен учредить собственную степень «доктора наук/PhD». Для ее получения надо написать и защитить диссертацию объемом в 300 страниц на английском языке. Претендовать на получение степени доктора СПбГУ смогут только российские доктора и кандидаты наук, а также магистры СПбГУ и магистры вузов, если последние входят в число 300 лучших по мировым рейтингам. Иначе говоря, из выпускников российских вузов на подобную программу может поступить разве что магистр из МГУ или пары других лучших отечественных вузов вроде Новосибирского госуниверситета.

Казалось бы, стремление СПбГУ ввести свою ученую степень, присуждаемую согласно общепринятой мировой практике вузом, можно было бы приветствовать. Тем более, в случае успеха данный эксперимент можно было бы распространить и на другие российские вузы. Но вот к каким последствиям это может привести.

1. Введение PhD в России по англосаксонскому образцу приравняет российского кандидата наук не к западному доктору, а к магистру – выпускнику вуза, окончившему магистратуру, который рассматривается в РФ как окончивший вторую ступень высшего образования, а не как получивший ученую степень. Если аналогичные решения примут и другие российские вузы, произойдет инфляция ученых степеней и их значимость еще более снизится. Казахстан несколько лет назад провел реформу своей образовательной системы, Вместо двухступенчатой схемы «кандидат – доктор» ввели западный PhD. В результате все бросились получать PhD в западных вузах (кому нужен PhD, присужденный казахстанским вузом?), что губительно сказалось на казахстанской системе подготовки   научных кадров.

Если российская система образования пойдет по тому же пути, то ее ждет аналогичная судьба. Как может российская политология стать действительно профессиональной и самостоятельной, если российским политологам придется не только публиковать свои работы в первоочередном порядке в иностранных изданиях, но и писать диссертации, защищать их на английском языке? Останется только узаконить введение английского языка (а еще лучше латыни) официальным языком российской науки! В этих условиях российская наука быстро утратит конкурентоспособность и станет придатком западной научной системы.

2. PhD на Западе – это давняя историческая традиция. Есть ли  российская традиция присуждения ученых степеней? О советской и постсоветской практике подготовке научных кадров уже говорилось выше. А как ученые степени присваивались в досоветской России? В России учёные степени были учреждены в начале ХIХ в. С 1803 г. на философском и юридических факультетах университетов вводилась система 3 степеней: «кандидат университета», «магистр», «доктор». В 1819 Министерством народного просвещения было утверждено обязательное для всех российских университетов «Положение о производстве в учёные степени», согласно которому степень «кандидат университета» присваивалась всем выпускникам, отлично окончившим курс. Для других соискателей-выпускников присуждение этой степени предполагало написание сочинения в присутствии экзаменаторов. Магистерский экзамен состоял из 2 вопросов, докторский - из 4. На них полагалось ответить в письменной форме. Докторские диссертации было принято писать на латыни. Кандидат и доктор именовались по факультету, а магистр получал наименование по одному из 14 разрядов наук, впервые установленных в практике присуждения учёных степеней. Утверждение в степени «магистр» и «доктор» производилось министром народного просвещения.

По «Положению об испытании на учёные степени» от 1837 было уменьшено число вопросов на докторском экзамене, разграничены главные и дополнительные предметы магистерских испытаний. Латынь стала обязательным языком лишь для диссертаций по классической филологии и медицине. Нововведения затронули и разряды наук. Степень «доктор» без специализации сохранилась только для юристов («доктор прав»). Были учреждены степени: «доктор математических наук», «доктор естественных наук», «доктор общей словесности» и «доктор вост. словесности». «Положением о производстве в учёные степени» (1844) число разрядов наук, по которым присуждалась степень «магистр», увеличилось до 22. Латынь как обязательный язык диссертаций по классической филологии была отменена, докторские диссертации по медицине писались на латыни до 1859.

Университетский устав 1863 предоставил учёным советам право присваивать заслуженным учёным степень «почётный доктор» без защиты диссертации, а лицам, не имевшим степени магистра, и без экзамена. В 1864 были упразднены докторский экзамен и утверждение диссертаций министерством. Число разрядов наук увеличилось до 39, одинаковое для магистров и докторов. Разряды наук, определявшие специализацию учёного, в принципе стали соответствовать делению по кафедрам университетов.

В 60-х гг. ХIХ в. рукописные диссертации сменились печатными. В отличие от стран Западной Европы, стала практиковаться их публикация в учёных записках и трудах университетов и научных обществ, а также в отраслевых журналах. К диссертации прилагались печатные тезисы, отражающие основные научные положения, выносимые на защиту. Диссертация, не допущенная к защите одним из российских университетов, могла быть представлена в другой. Университетский устав 1884 упразднил степень «кандидат университета» и предоставил факультетам право в отдельных случаях присуждать степень «доктор» за магистерскую диссертацию.

Следовательно, на протяжении досоветского этапа в России сложилась традиция двухступенчатой схемы присуждения ученых степеней: магистра и доктора. В советское время степень магистра была заменена на степень кандидата наук. Поэтому, исходя из наших давних традиций, сегодня необходимо на новом витке исторического развития вернуться к традиционной российской схеме присуждения ученых степеней: магистр-доктор (это будет соответствовать и современным зарубежным аналогам).

Прежде всего, надо провести реформу системы присуждения кандидатских степеней (не важно будет это магистр или кандидат наук), а не уничтожать ее, как это предлагается сегодня. Одновременно реформируется и магистратура, роль которой сегодня двусмысленная (магистр – это просто человек, получивший высшее образование, в несколько в большем объеме, чем бакалавр). Раз уж Германия и Франция признают наших кандидатов на уровне своих докторов (то есть все тех же PhD), целесообразно опираться на это признание и работать над качеством научных текстов, а не разрушать систему в целом. Изменить можно процедуру защиты кандидатских или магистерских диссертаций. Например, предоставить право получения магистерской степени лучшим выпускникам вузов при предоставлении соответствующего научного текста и ответа на вопросы по нему перед специальной комиссией вуза. Что касается степени доктора, то следует оставить право присваивать ее только крупным вузам, в которых действуют общепризнанные научные школы и центры, таким как, например, МГУ, СПбГУ, МГИМО, Высшая школа экономики, Новосибирский госуниверситет.

Чтобы поднять научный уровень диссертационных работ, не надо изобретать велосипед. Необходимо повысить требования к соискателям независимо от их должностного или социального положения на протяжении всего цикла подготовки диссертаций (от утверждения темы до введения обязательного дополнительного рецензирования при поступлении их в ВАК) и проявлять принципиальность. Важно помнить, что какую бы систему подготовки научных кадров мы не избрали, она станет эффективной только при условии, если люди, отвечающие за это дело, будут добросовестно исполнять свои обязанности. В противном случае любая система, в том числе и PhD не избежит коррупции и все вернется на круги своя.


   
 Поиск по документам Поиск по дате
Заголовок, название:
Искать текст:
Тип документа:
Создан (дд/мм/гггг):
c  
по  
Изменен (дд/мм/гггг):
c  
по  
Синтаксис запроса:
[признак 1] "И" [признак 2]...
 
<< Июнь >>
<< 2024 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 1718 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            


  Обратная связь
Наша гостевая книга
Наш e-mail: rapn@rapn.ru
 
Материалы сайта старой редакции >>


 Последние новости
24–26 мая 2024 г. в Геленджике состоялась международная научно-практическая конференция "Черноморско-Средиземноморский регион в контексте национальных интересов России..." / 13.06.24 /
Отчет о заседании Правления с участием актива РАПН от 28 декабря 2022 г., Москва, МГИМО (частично на платформе ZOOM) / 11.06.24 /
Отчет о заседании Правления с участием актива РАПН от 27 декабря 2023 г., Москва, МГИМО / 11.06.24 /
Отчет о совместном заседании Правления и Научного совета РАПН от 28 ноября 2023 г. Москва, онлайн / 11.06.24 /
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика», посвященная 30-летию политологического образования в Алтайском крае / 06.06.24 /
Отчет о совместном заседании Правления и Научного совета РАПН от 23 мая 2024 г., Москва, МГИМО в смешанном варианте (офлайн и онлайн) / 06.06.24 /
Поздравляем Л.А. Фадееву с 65-летним Юбилеем! / 03.06.24 /
Всероссийский круглый стол «Россия-цивилизация: политический прогноз альтернатив развития», Москва, 23 апреля 2024 г. / 29.05.24 /
Секция «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы», 22 мая 2024 г., 14:00 / 29.05.24 /
Имагология Холодной войны: «Свои» и «Чужие» в массовой культуре СССР и США. Всероссийская научная конференция. (3-5 октября 2024 г., Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена) / 29.05.24 /
Президент РАПН О.В. Гаман-Голутвина возглавила Наблюдательный совет ЭИСИ / 29.05.24 /
Тематический семинар «Трансформация политических ценностей молодежи в актуальном контексте: общероссийские тенденции и московская специфика» / 29.05.24 /
Общественная дискуссия в рамках панели «Актуальные тренды в формировании патриотических настроений студенчества Москвы и РФ», 12 апреля 2024 г. / 02.05.24 /
Общественно-экспертный семинар РАПН по тематике диагностики когнитивного потенциала студентов в рамках формирования патриотических настроений студенчества / 02.05.24 /
Поздравляем В.П. Макаренко с 80-летним Юбилеем! / 02.04.24 /
© Российская Ассоциация Политической Науки
СПб центр "Стратегия" Журнал 'ПОЛИС' ROSSPEN ИНИОН Журнал ПОЛИТЭКС - политическая экспертиза Евразийская Сеть Политических Исследований ИГ МО РАПН Политическая регионалистика Коми региональное отделение Российской ассоциации политической науки Исследовательский комитет РАПН по сравнительной политологии Первая степень
Академия Политической Науки

Warning: mysql_close() expects parameter 1 to be resource, object given in /var/www/html/index_anti.php on line 931